ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЁМИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
на 2010-2015 годы.
ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА О ШКОЛЕ
I. Качественная характеристика.
МОУ Дёминская средняя общеобразовательная школа открыта в 1964г.
Учредитель школы: Отдел народного образования Администрации Новоаннинского муниципального района.
Здание школы – типовое. В школе имеется спортзал, библиотека, столовая, мастерская,кабинет информатики, мобильный компьютерный класс, актовый зал. Техническое состояние школы - удовлетворительное.
В 2010/11 учебном году в школе обучаются 141 учащийся в одну смену. Скомплектовано 10 классов. 2 и 4 классы сдвоенные.
Школа I и II ступени работают в режиме пятидневки; школа III ступени - в режиме шестидневки.
Продолжительность урока - 40 минут.
Вторая половина дня, суббота – индивидуальные консультации, работа кружков, секций, факультативов, общешкольные творческие дела и дела классов.
Характеристика педагогического коллектива.
Всего педагогов в школе - 25:
а) по уровню образования:
Категория специалистов |
Высшее педагогическое |
Незаконченное высшее |
Среднее специальное |
Среднее |
Учителя начальных классов |
3 |
|
1 |
|
Учителя II и III ступени обучения |
19 |
|
2 |
|
б) по стажу работы: |
|
|
|
1-3 года |
4-10 лет |
11-12 лет |
21-30 лет |
Свыше 30 лет |
3 |
2 |
4 |
16 |
5 |
в) по квалификационным категориям: |
|
Работники с высшей категорией |
С I квалификационной категорией |
Со II квалификационной категорией |
- |
11 |
4 |
г) количество |
работников, имеющих отличия: |
|
Всего |
Народный учитель |
Заслуженный учитель |
Отличник просвещения |
|
- |
1 |
2 |
д) обеспеченность кадрами и возможность вакансий:
Кадрами обеспечены.
Вакансии: учитель математики.
В школе работает методический совет школы и следующие методические объединения учителей-предметников:
филологов;
учителей общественных наук;
учителей естественно-научного цикла;
учителей начальных классов.
. 111 Особенности управления школой.
Административное управление осуществляем директор и его заместители.
Основной функцией директора школы является координация усилий всех участников образовательного процесса через Совет школы, педагогический совет, методический совет, общешкольную конференцию.
Заместители директора реализуют прежде всего оперативное управление образовательным процессом и осуществляют мотивационную, информационно-аналитическую, планово-прогностическую, организационно-исполнительную, контрольно-регулировочную и оценочно-результативную функции (см. схему 1).
IV. Социальная среда школы.
На образовательную ситуацию в школе большое влияние оказывает ее расположение в отдалении от районного центра. Культурный центр - ДК, где функционирует библиотека, кинозал, организована работа кружков. Отсутствие возможности взаимодействия с культурными центрами города не позволяют обеспечить в достаточной степени удовлетворение интеллектуальных, эстетических, спортивных потребностей учащихся. Таким образом, воспитательная система школы ориентируется в основном на воспитательный потенциал окружающей школу социальной, предметно-эстетической и природной среды.
V. Субъекты и источники социального заказа школы.
Деятельность школы осуществляется с учетом ориентации на конкретный социально-профессиональный состав родителей учащихся школы.
Согласно проведенному исследованию прилагаются следующие схемы
(см. приложение 1).
Большинство родителей ограничивают свое сотрудничество со школой контролем за выполнением домашних заданий детей, имеют недостаточное представление о состоянии школьных дел. В социальном заказе они ставят на первый план обеспечение подготовки для поступления в вузы, средние специальные заведения, подготовку к жизни в условиях рынка и развитие способностей.
VI. Документы, лежащие в основе разработки программы развития:
Закон РФ Об образовании.
Программа не является догмой, она открыта для внесения корректив по ходу реализации, предусматривает постоянный анализ выполнения разделов программы с учетом новых реальностей образовательного процесса.
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ
I. Наше видение миссии школы.
Мы хотим построить школу равных возможностей (адаптивную).
Адаптивная школа - это школа со смешанным контингентом учащихся, где учатся одаренные и обычные дети, а также дети, нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении. Исходя из этого, структура образовательного учреждения функционирует в рамках трех ступеней:
ступень - начальные классы;
ступень - основная школа;
III ступень - средняя школа.
В течение нескольких лет педагогический коллектив знакомился, изучал и апробировал различные педагогические технологии. Для достижения новых целей образования школа выбрала стратегическую идею - реализацию личностно-ориентированного образования.
Личностно-ориентированное образование - это образование учащихся в школе, направленное на воспитание каждого ученика развитой самостоятельной личностью. При этом воспитание личности есть сверхзадача, по отношению к которой обучение знаниям, умениям и навыкам, необходимое для образования, выступает как средство образования.
Чтобы правильно организовать личностно-ориентированное образование учащихся, надо установить те условия и факторы, которые определят процесс формирования личности человека. Этими условиями и факторами являются:
- природные задатки человека, определяющие возможности развития его личностных способностей и черт характера. Они могут быть ярко выраженными и очень незначительными. В процессе жизни, воспитания и самовоспитания эти задатки могут быть развиты в способности и таланты, а могут быть и погублены неразумным воспитанием. При разумном воспитании добрые задатки укрепляются, развиваются, а дурные - сглаживаются. Главное -воспитание должно быть направлено на развитие у каждого школьника силы воли для преодоления соблазнов и слабостей, таящихся в природе человека и в окружающей среде;
- особенности семьи и ее отношение к ребенку. Сейчас семейное воспитание переживает тяжелейший кризис: распространение преступности, пьянства, курения, наркомании, огромное число разводов, приводят к тому, что значительное число
детей не получают разумного семейного воспитания. Поэтому школа должна возмещать издержки семейного воспитания. Это одна из важнейших задач школы в современных условиях;
- социальная среда, в которой живет и развивается человек. Это и среда непосредственного окружения человека (микросоциум) и более широкая, которая оказывает на него воздействие опосредованно, через создание общественного мнения, шкалы ценностей, господствующих взглядов;
- воспитательное учреждение, в котором получает образование человек. От того, какое это учреждение, какие цели оно реализует, какова социальная среда, создаваемая в нем, каково его влияние на обучаемых и воспитуемых, решающим образом зависят особенности и характер формируемой личности учащегося.
Решение этой проблемы и определяет концепцию такого образования -мы выбираем для себя адаптивную модель школы, которая реализует личностно-ориентированную концепцию образования.
Система личностно-ориентированного образования в адаптивной школе должна состоять из следующих подсистем:
Система личностно-ориентированного образования |
1. Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка |
Психологическая служба |
|||
|
Программа образования |
|||
|
Программа воспитания , |
|||
|
Социальная служба |
Личностно-ориентированное образование в школе направлено на воспитание каждого ученика внутренне свободной личностью, ищущей свое место в обществе в соответствии со своими задатками, формирующимися ценностными ориентациями, интересами и склонностями с тем, чтобы жить полной, осмысленной и творческой жизнью.
II. Основополагающие идеи организации жизнедеятельности школы.
Учащиеся в школе, осуществляющей личностно-ориентированное образование, должны не просто учиться и воспитываться, а жить полной, эмоционально насыщенной жизнью, в которой они могут удовлетворять свои природные, социальные и духовные потребности и подготовить себя к взрослой самостоятельной жизни в качестве нравственного, законопослушного члена общества, нашедшего свое место в жизни, приносящего своей деятельностью счастье себе и добро и пользу всему обществу. Исходя из этого школа ставит перед собой следующие цели:
отработка модели новой перспективной адаптивной школы как наиболее отвечающей меняющимся социальным и педагогическим условиям;
обеспечение равных условий для реализации конституционного
права граждан на образование;
создание условий для непрерывного образования в соответствии с интересами личности;
повышение роли образования в воспитании личности;
обеспечение социальной защищенности участников образовательного процесса.
Задачи:
переход к универсально-профильному образованию;
поиск новых форм наполнения содержанием БУП;
поиск содержания и организационных форм включения учащихся
учебное научное исследование, расширение этой работы до 5-8
классов в рамках предметов по выбору;
определение педагогической основы и создание соответствующе
базы для последующего формирования детской самодеятельной
организации, объединяющей разнообразные зоны развивающей
деятельности (кружки, секции, общества, система соуправления и
самоуправления);
совершенствование работы, направленной на демократизацию
процесса обучения и взаимодействие субъектов образовательного
процесса ученик-родитель-учитель;
совершенствование системы воспитания здорового образа жизни
системы здоровьесберегающих технологий обучения и формирование у учащихся целостного отношения к своему здоровью;
более глубокое овладение техникой составления учебного план
школы, более оптимальное использование возможностей.
В основу учебно-образовательного процесса педагогический коллектив закладывает следующие принципы:
- гуманизации образования, предполагающей индивидуализацию и дифференциацию учебного процесса;
- демократизации управления школой и взаимоотношений учительского и ученического коллективов;
- преемственности в обучении, когда изучаемые понятия получат
дальнейшем свое развитие и обогащение.
Перспективы и ожидаемые результаты школы личностно-ориентированного обучения
Сложившаяся система работы школы позволяет, исходя из решения триады задач - вариативности, обеспечения дифференциации и гуманизации образовательного процесса при создании системы психолог педагогического мониторинга, - перейти к реструктуризации учебно-воспитательного процесса и реорганизации системы управления.
I ступень - начальная школа: традиционные программы и программмы развивающего обучения - Л.В. Занкова и Школа 2100; пропедевтические курсы.
II ступень - основная школа (5- 9-е классы): расширение круга образовательных услуг за счет вариативной части - спецкурсов, факультативов, групповых занятий с одаренными детьми, пропедевтических курсов.
III ступень - средняя школа (10-11-е классы): от изучения предметов по выбору к профильному обучению; довузовская подготовка учащихся.
Этапы освоения и внедрения новой концепции развития школы
этап (2001-2002 гг.) - составление программы развития школы: образовательных и воспитательных проектов; защита проектов, апробация и внедрение.
этап (2002-2004 гг.) - практический - корректирование проектов, организация адаптивного учебно-воспитательного процесса.
III этап (2004-2005 гг.) - результативный - самоконтроль и экспертная
оценка результатов обучения, воспитания и развития.
III. Модельное представление школы.
На протяжении нескольких лет в школе реализовывался личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании, сложилась определенная модель работы образовательного учреждения:
Модель работы школы |
Ступени образования |
Начальная школа 6-9 лет |
Основная школа 10-14 лет |
Полная средняя школа 15-17 лет |
Виды дифференциации |
Уровневая, внешняя и внутренняя |
Уровневая внутренняя |
Уровневая профильная |
Содержание образования |
Предметы, обеспечивающие Федеральный стандарт образования с учетом регионального компонента. Профили: - |
|||||
Особенности организации работы школы |
|
В основу организации образовательного и инновационного процессов в нашей школе положен системно-деятельный подход, который:
способствует раскрытию в каждом школьнике творческого потенциала и развитию его потребностей и способностей в преобразовании окружающей действительности и самого себя;
пробуждает деятельностное начало, пронизывающее все ступени обучения и все формы работы с детьми, которое позволяет строить образовательный процесс в форме диалога и творчески как для учителя, так и для ученика.
Образовательный процесс, ориентированный на подготовку личности к жизни в современном мире, характеризующемся нестабильностью, наличием проблем и проблемных ситуаций во всех потенциальных сферах деятельности выпускника школы, потребностью в усвоении быстро меняющихся знаний, должен обеспечить:
а) мобильность выпускника школы, способность к самостоятельному
освоению знаний, возможность развития в себе требуемых умений;
б) овладение поисковым, проблемным, исследовательским, продуктивным типами деятельности.
Особенности и условия построения личностно ориентированной модели школы:
Создание индивидуального облика школы - выявление оригинальности, особенности школы осуществляется на принципах объединения всего коллектива и постепенного включения его в увлеченную работу.
Отношения учителей и учащихся строятся на основе взаимного уважения, принятия друг друга, соучастия, сопереживания, сотрудничества, сотворчества.
Позицию учителя в учебном процессе определяет отказ от авторитаризма, принуждения и принижения личности ученика, поиск педагогических технологий, методов и техники работы учителя природосообразной, личностно-ориентированной, здоровьесберегающей направленности.
Дифференциация и индивидуализация обучения достигается путем организации нетрадиционных уроков: модельных, эвристических, проблемных, дискуссионных, рефлексивных, а также практикумов, экскурсий, коллективной работы на уроке (парной, групповой, и т.д.).
Перспективная модель работы школы к 2015 г.
(пояснительная записка к схеме - см. схему 2)
Содержание интеллектуально-познавательной деятельности:
- базисные учебные предметы;
- спецкурсы в структуре учебного плана (в перспективе);
- дополнительное образование.
Анализ сложившейся практики показывает, что педагогический коллектив не делит учащихся по классам на основе уровня интеллектуального развития. Мы активно используем дифференциацию обучения ради школьников, ради развития их склонностей и способностей, а не в ущерб их личностному развитию.
Гуманистическая парадигма этой системы состоит в том, что человеку как носителю природных ценностей дается возможность самореализации: школа предоставляет образовательные услуги, а учащийся выбирает собственную траекторию образования.
С одной стороны, содержание образования определяется государственными стандартами, с другой, включает многообразие форм, методов и средств организации учебно-воспитательного процесса.
Ожидаемый результат.
I модуль:
создание прочной базы знаний, умений и навыков, необходимых
для перехода в основную школу;
содержание обучения должно содействовать развитию любознательности и заинтересованности, осознанию необходимости изучаемого материала, интеллектуальной удовлетворенности, получаемой от процесса обучения;
учитель вводит учащихся в сферу учебного предмета, создает атмосферу эмоциональной включенности, возбуждения интереса к предмету, закладывает основы системных знаний, отрабатывает технику исполнения видов деятельности при решении различных учебных задач (т.е. научить учиться, обеспечить в будущем успешность его школьной карьеры до самого выпуска);
постепенное наращивание когнитивных задач с обязательным вы
ходом на государственные стандарты на финише;
развивая личность, оберегая индивидуальность учащихся, учим
осознавать себя членами единого коллектива, успешно решающего
задачи обучения и воспитания.
// модуль:
учащиеся переходят к изучению основ наук, к установлению единой системы знаний, получаемых по разным дисциплинам;
усваивая учебный материал, школьники учатся вскрывать связи и отношения, овладевать умением формулировать суждения и умозаключения, проводить аналогии;
развитие навыков систематизации, классификации, обобщения и конкретизации (учатся мыслить);
расширение содержания образования через введение новых предметов, активизацию познавательной деятельности с помощью факультативов, кружков, развивающих часов и т.д.;
умение работать с литературой, отбирать и систематизировать научный материал, делать сообщения, доклады на заданную тему, составлять план, тезисы, конспекты и т.д.;
умение использовать знания и умения, полученные при изучении одного предмета, при изучении другого;
сохраняется необходимость дифференцированной помощи учащимся через классы коррекции или коррекционные групповые занятия.
/// модуль:
конкретизация познавательных интересов учащихся;
углубление знаний в различных предметных кафедрах НОУ;
групповая и индивидуальная исследовательская деятельность;
урочная учебная деятельность осуществляется через технологи!
повышенного уровня: лекции, семинары, зачеты, коллоквиумы, блоки и т.д.
IV модуль:
учитель - научный руководитель, выводящий ученика на более высокий уровень обобщения и абстрагирования, причинного объяснена явлений, умения аргументировать и доказывать свои положения, связывать изучаемые явления в систему, выявлять широкие аналогии;
у учащихся появляется достаточно узкая тематика учебных и вне учебных интересов, определяется область профессиональной деятельности, и вся система интересов относится к ней, т.е. вся познавательная деятельность подчиняется определенной личностной цели;
формирование научного стиля мышления, который, являясь устойчивым качеством личности, выступает как необходимое условие самообразования, формирование способности к самостоятельном добыванию знаний;
интеллектуальная и общепсихологическая подготовка к дальнейшему продолжению образования в техникумах и вузах.
V модуль:
формирование мотивации большей части педагогического коллектива на начало и продолжение инновационной деятельности;
качественный рост профессиональной активности педагогов: изучение и внедрение ППО;
обобщение индивидуального педагогического опыта - создание основ банка ППО школы;
повышение квалификации через самообразование, КПК, участие
профессиональных объединениях учителей;
внедрение в учебный процесс программ углубленного изучении предметов;
активное участие в ОЭР и научной работе;
дальнейшее формирование УМК в свете поставленных перед школой задач.